Первые шаги туроператоров по перенастройке взаимоотношений с розничными партнерами под «Электронную путевку» вызвали на турагентском рынке заметное волнение. И это несмотря на то, что кардинальные шаги, меняющие правила сотрудничества, предпринял только Библио-Глобус, а остальные, по сути, подретушировали регламенты. В медиапространстве появились версии, что агенты, опасаясь снижения доходов в сотрудничестве с туроператорами, теперь будут стремиться к самодостаточности, выступать для клиентов тревел-консультантами. «Выход может быть вполне очевидным – отказаться от продажи привычных организованных туров, оказывая клиентам помощь в бронировании отдельных услуг, например авиаперелета и размещения», – написал, в частности, «Коммерсантъ».
Однако опрос, проведенный на закрытой площадке «Крыши ТурДома B2В» в Телеграме, показал, что и до нововведений, двигающих рынок к новому порядку, турагенты освоили нишу, когда они самостоятельно подбирают услуги для клиента, не обращаясь за помощью к туроператорам. Голосование 559 участников группы показало: 22% из них постоянно работают с туристами в таком режиме, 47% иногда подменяют туроператора. И только 10% заявили, что никогда не практикуют самостоятельную сборку турпакетов.
В России спустя 12 лет запущена «Электронная путевка»: что изменится для туристов Нужны ли в системе контактные данные? 15 ноября истекла отсрочка, которая освобождала туроператоров от ответственности за непредоставление данных о турах за границу в государственную информационную систему «Электронная путевка». Это, без преувеличения, историческое событие: первое упоминание этой информационной системы восходит еще к 2011 году, а старт много лет откладывался из-за неготовности как самого продукта, так и рынка. HotLine.travel
Второй опрос, организованный в той же группе, отразил эмоциональную реакцию на грядущие изменения деятельности турагентств, продиктованные «Электронной путевкой». 39% участников признались: они рассматривают возможность больше работать напрямую с туристом без туроператора, 29% не определились. Всего 10% будут искать другие способы сохранения рентабельности.
Источники в туроператорских компаниях сообщили нашей редакции, что подписание новых договоров с агентами, в которых учтены требования ЭП, идут бодро. Но пока никто из представителей компаний-поставщиков не хочет комментировать эту тему публично, называя ее скользкой. Их можно понять – подключение к новой информационной системе затрагивает аспекты, относящиеся к коммерческой тайне, и обсуждать их так, чтобы обойти острые углы, мало у кого получится.
Тем временем турагенты, особенно из маленьких городов, нервничают из-за недостатка информации о том, как будут решены вопросы с оформлением и оплатой туров, им не хватает информации и четких инструкций. Сама ГИС еще имеет существенные недоработки, и загрузка в нее данных не происходит по нажатию одной волшебной кнопки.
В ситуации неопределенности каждый участник бизнеса продумывает варианты действий. Неудивительно, что руководители розничных компаний в первую очередь полагаются на себя. Некоторые из них поделились с редакцией TourDom.ru примерами того, как их выручают профессиональный опыт и связи. «Нам удалось приобрести номер в отеле Мальдив со скидкой 20%, притом что комиссия у большинства туроператоров не превышает 8%. Представляете, насколько для нас получилось выгодней. Туристы тоже довольны, ведь хороший бонус от гостиницы позволил нам предложить отдых по более низкой цене», – рассказал нам на условиях анонимности руководитель одного из турагентств. Другой собеседник отметил: турагент, способный самостоятельно сформировать сложный маршрут, подобрать отдых напрямую у иностранных партнеров по оптимальной стоимости, профессионально растет в глазах клиента. Его воспринимают не просто как бронировщика, а как ценного специалиста, обладающего экспертизой.
Для того чтобы оставаться в легальном поле, турагенты, как правило, заказывают под клиента номер в отеле, а билет предлагают ему купить самостоятельно. Есть еще путь через некоторые онлайн-площадки для сборки туров. Кто-то бронирует разные услуги у поставщиков по разным договорам, но тогда возникает риск – обращение недовольного туриста в суд может обернуться штрафом от 5 млн руб. за незаконное туроператорство.
В любом случае для агентов формирование турпакетов – деятельность непрофильная, связанная с массой сложностей, поэтому директора компаний прибегают к ней, когда уверены: игра стоит свеч.
Получит ли ускорение тренд на самодостаточность туристической розницы по мере адаптации рынка к «Электронной путевке», зависит от массы факторов. Пока очевидно только то, что большинство туроператоров, какими бы корыстными и враждебными они порой ни казались агентскому сообществу, предпринимают все возможное, чтобы как можно мягче адаптировать своих партнеров к новым условиям деятельности, продиктованным ЭП.