Фото: Unsplash
Предприниматель Аркадий Ротенберг планирует в ближайшие 5 лет вложить более 129 млрд руб. в туристические проекты на территории России. «Сейчас я рассматриваю создание туристической инфраструктуры в России как одно из стратегических направлений своего бизнеса», – рассказал он РБК.
Новость преподносят подчеркнуто торжественно: «первые очереди курортов будут запущены в 2026 году в Крыму, Краснодарском Крае и на Алтае». Однако планируемое количество номеров в публикации не названо. Говорится только о доступном предложении в категории 3–4 звезды. Обещаны «территории нового формата», которые включают не только гостиницы и апартаменты, но и аквапарки, инфраструктуру для развлечений и оздоровления «разного типа и во всех ценовых сегментах», благоустроенные общественные пространства, пляжи, экомаршруты и т. д. Причем часть этих пространств будет общедоступной.
Смертельный дайв: что могло стать причиной трагедии в Хургаде Во время сверхглубокого погружения пропала россиянка Прошло две недели, как россиянка Кристина Осипова не вернулась со дна Красного моря во время сверхглубокого дайвинга около Хургады. Многодневная поисковая операция не увенчалась успехом: дайвера не нашли. Также нет ответа на вопрос: что могло пойти не так под водой? HotLine.travel
Один из экспертов, с которым консультировалась редакция, уверен, что упомянутой суммы хватит максимум на 10 тыс. номеров в бюджетном сегменте по типу «Сочи Парк Отеля». Если строить курорты со всесезонной инфраструктурой и жильем для сотрудников, то будет 1200 номеров. Учитывая, что только к Олимпиаде в Сочи построено 24 тыс. и сейчас в России общая емкость номерного фонда перевалила за миллион, заявленные инвестиции выглядят не столь впечатляющее, доступных предложений появится не так уж много. Наш собеседник напомнил: структурам Ротенберга с 2019 года принадлежит ряд санаториев в Крыму.
Если туризм так привлекателен, то почему о масштабном стратегическом плане Аркадий Ротенберг заявил только сейчас? Источники в структурах Ротенберга говорят, что никакой подоплеки нет, просто предпринимателю нравится туризм. Кстати, как нам удалось выяснить, заявленные 129 млрд включают 15 млрд, уже вложенные в Крым.
Наблюдатели, в свою очередь, отмечают, что туристические проекты в России для крупных структур – это скорее про имидж, а не про бизнес. Ключевая проблема – вложения в туризм не очень выгодны, так как долго окупаются. В РСТ приводили BFM.ru данные ФНС. По рентабельности активов отели и рестораны находятся внизу рейтинга, на вершине которого рыболовство, добыча металлических руд, нефти и газа. При этом по фискальной нагрузке гостиницы и общепит ближе к верхней части списка, между добычей руд и рыболовством.
Чтобы туризм стал привлекательнее, нужно снижать налоговую нагрузку. Кроме того, создавать условия, которые сделают реальными действительно большие проекты. Акцент стоит сделать на качественные объекты, способные конкурировать с международными аналогами. Они привлекут не только россиян, но и иностранных туристов, для которых нужно облегчать условия въезда и расчетов. Все это есть в предложениях, которые общественные объединения в августе отправили в Минэкономразвития.
Источник